Звоните сейчас:
+7 (495) 585-60-03
+7 (499) 766-15-47
+7 (499) 249-20-02
Быстрый переход:
ГОРОДА / СТОЯНКИ
Валаам
- Валаам на карте Карелии (.jpg, 261 KB)
- Валаам. Карта (.jpg, 185 KB)
- По водным путям России (.jpg, 1926 KB)
Описание
Валаа́м (финск. Valamo) — остров в северной части Ладожского озера, самый большой в составе Валаамского архипелага. На острове расположен Валаамский ставропигиальный мужской монастырь, являющийся памятником русского зодчества. Остров Валаам также является популярным туристическим направлением.
На территорию острова приходится более 2/3 площади всего Валаамского архипелага. Длина острова 9,6 км, ширина — 7,8 км. Расстояние до берега — 22 км.
Природные особенности определяются положением архипелага в акватории крупнейшего в Европе озера — Ладожского. Весна приходит в конце марта. Летом на Валааме солнечных дней на 30-35 больше, чем на материке. Средняя температура июля +17°. Зима со снегом начинается в начале декабря. В середине февраля налаживается автомобильное сообщение с ближайшим городом Сортавала (42 км.). Средняя температура февраля: −8°.
На территории Валаама расположены :
- 2 внутренних озера с сильно изрезанной береговой линией общей площадью около 100 га, соединенных между собой и Ладожским озером каналами;
- 9 небольших лесных озер-"ламб";
- разветвленная сеть мелиоративных канав (XIX век).
На территории острова насчитывается более 480 видов растений, многие были культивированы монахами. Остров покрыт в основном хвойными лесами (около 65 % — сосна).
Историческая справка.
Считается, что в древности на Валааме располагалось главное капище Велеса (или же Волоса) и Перуна, которым покланялись и приносили жертвы живущие в окрестностях язычники. Таким застал его век апостольский. Этимологический разбор финского названия острова "Валамо" подтверждает вероятность предания: Вал, Ваал, Волос или Велес – однокоренные слова, а "мо" по-ижорски – земля. Таким образом, Валамо – земля Велеса, т.е. место посвященное Велесу.
Монастырское предание гласит, что святой апостол Андрей Первозванный, просветитель скифов и славян, прибыв из Киева в Новгород, по реке Волхов достиг Ладожского озера, а затем Валаама, где благословил горы острова крестом.
Житие святого Авраамия Ростовского свидетельствует, что уже в X веке на острове существовало монастырское братство, управляемое игуменом.
Основателями монашества на Валааме почитаются преподобные Сергий и Герман, пришедшие "от восточных стран", греческие священноиноки. Возникновение обители относят то к XIV веку, то к первым векам распространения христианства на Руси – X – XI.
Не раз во времена вражеских нашествий (XII, XVII века) монастырь переживал опустошение, на долгие десятилетия прерывалось здесь иноческое служение. Во времена нашествий уничтожались церковные памятники, монастырские святыни, были сожжены и разграблены богатейшие монастырские библиотека и хранилище рукописей, так было утрачено и житие преподобных Сергия и Германа Валаамских.
Церковная и монастырская традиции придерживаются концепции, утверждающей, что основание обители произошло в эпоху Крещения Руси.
XI век стал веком первых тяжелейших испытаний для монастыря. Потерпев поражение от русских, шведы, плавая на судах по Ладожскому озеру, в досаде нападали на беззащитных монахов, грабили и сжигали мирные обители. В XVI веке, когда беспокойные шведы вновь начали воевать с Россией, Валаам в который раз явился объектом агрессии.
В 1581 году валаамским инокам было послано новое испытание – эпидемия чумы, жертвою которой стали 87 старцев и 47 послушников. Вскоре после этого несчастья пламя очередной шведской войны опустошило и саму обитель: церкви, кельи, трапезу и ограду.
После заключения 18 мая 1595 года мира со шведами России были возвращены древние новгородские земли. Царь и великий князь Феодор Иоаннович 8 ноября 1597 года повелел средствами из царской казны возобновить многострадальную Валаамскую обитель. Так воскрешалась из пепла и развалин святая обитель. Царскими милостями и частными пожертвованиями она возродилась и набрала силу: в ней были устроены церкви и кельи, отлиты колокола. Несмотря на расходы, требовавшиеся в то время на восстановление обители, валаамские старцы сумели из пожертвований собрать к 1611 году значительные средства.
Иноческая жизнь на острове в XVI веке была такой сильной, что распространилась на берега Ладожского озера. Здесь валаамскими иноками было основано 12 скитов, находившихся под управлением и духовным руководством их игумена. Процветание Валаамского монастыря в XV-XVI веках дало основание называть его честной и великой Лаврою.
По Столбовскому договору, заключенному в 1617 году со Швецией, Валаам более чем на целое столетие оказался в руках иноверцев.
В 1715 году последовал указ императора о возобновлении деятельности монастыря на только что отвоеванной территории, когда еще не был подписан мирный договор (Ништадтский договор 1721 года). Это могло совершиться только по прямому указанию самого Петра I.
В последующие годы обитель постигают новые испытания: пожар 1754 г. , обрушение колокольни в 1759 г. из-за сильного ветра.
С назначения отца Назария в 1782 г.настоятелем началась новая эпоха в жизни обители. Исполняя волю архипастыря, отец Назарий ввел в Валаамском монастыре общежительный устав Саровской пустыни.
Знаменательным событием для монастыря стало посещение его императором Александром I. По возвращении в Петербург император высоко отзывался о Валаамской обители, по его личному указу монастырь был произведен в разряд первоклассных, что давало ему большие преимущества.
Слава о благоустроенности обители стала распространяться не только по православной России, но и за ее пределами. Сюда приезжали даже из афонских монастырей. По внутренней духовной организации и устроению многие отдавали предпочтение Валаамской обители перед монастырями Афонской Горы.
К 1811 году в Валаамской обители деревянных зданий уже не было, строительство велось из кирпича.Время правления игумена Дамаскина (1839-1881) – целая эпоха в жизни монастыря, начало его внешнего процветания при высокой внутренней монашеской жизни.
При игумене Ионафане II (1881-1891) было продолжено благоустроение обители.
Одной из главных задач игумена Гавриила (1891-1903) стало завершение строительства нового Спасо-Преображенского собора, устройство иконостасов в нижнем и верхнем храмах, проведение живописных работ. При игумене Маврикии (1907-1918) продолжалось строительство монастыря. Его преемник игумен Павлин (1918-1934) принял управление обителью в грозные для России и Русской Православной Церкви времена.
С 1933 года настоятелем обители был избран иеромонах Харитон (Дунаев). Из валаамских настоятелей он последним был погребен на Игуменском кладбище.
В эти годы в монастыре возобновилась книгопечатная деятельность.
В 1939 г. во время советско-финской войны Валаамская обитель не раз подвергалась бомбардировкам. 19 марта 1940 года Валаамский архипелаг был передан советским войскам и на нем была организована школа боцманов ВМФ.
С сентября 1940 по сентябрь 1944 г. на Валааме дислоцировались подразделения финской армии, которые покинули архипелаг 19 сентября 1944 года. Некоторые финские фортификационные сооружения до сих пор напоминают о тех трагических днях в истории острова.
С 1945 по 1957 г. Ново-Валаамский монастырь находился в юрисдикции Русской Православной Церкви, после чего Ново-Валаамская обитель была передана Финской Церкви.
Богослужения в обители с 1977 года совершаются на финском языке и по новому календарному стилю.
Возрождение монашеской жизни. Современность.
Конец 80-х годов стал первым этапом в восстановлении обители, бывшей когда-то столпом православной веры на севере России. Первые шесть насельников прибыли на остров в ночь на 14 декабря 1989 года и разместились в бывшем изоляторе дома инвалидов ("Морской дом").
С приездом монахов постепенно затеплилась духовная жизнь на острове. Возобновились службы в нижнем храме во имя преподобных Сергия и Германа. Одновременно начались монастырские реставрационные работы.
С 1990 года Валаамский монастырь получил статус ставропигиального, то есть он перешел в непосредственное ведение священноигумена, Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Братия составляет около 150 человек. Возрождаются традиции Валаамского трудового монашества: строительство и реставрация, флот, сельское хозяйство, автохозяйство, камнерезное, кузнечное и свечное производства, издание духовной и церковно-исторической литературы.
В силу сложившихся исторических обстоятельств, почти все сохранившиеся после неоднократных разорений Валаамской обители святыни и реликвии оказались вне Валаама или были безвозвратно утрачены в послевоенное время. Поэтому огромное значение для возрождающейся обители имело обретение древней святыни – креста-мощевика с частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона, который был выкуплен из частной коллекции и передан в дар Валаамскому монастырю благотворителем. 22 апреля 2004 года на Московском подворье состоялась торжественная передача уникального креста-мощевика. Древний крест с вложенной в него крупной частицей мощей великомученика и целителя Пантелеимона – родовая святыня бояр Нащокиных.
В 1997 году, через сто лет, в связи с постоянным почитанием верующими этого образа, Его Святейшество установил совершать празднование иконы Божией Матери "Валаамская" 14 июля. Сейчас Валаамская икона Божией Матери является одной из главных святынь Спасо-Преображенского Валаамского монастыря. Перед иконой служатся молебны, происходят исцеления.
В начале XX века при Валаамском монастыре существовало 13 скитов. В настоящее время восстановлены одиннадцать скитов.
Сейчас вся братия, включая и трудников, живет в капитально отремонтированном Братском корпусе внешнего каре (на отгороженной территории монастыря) и занимают помещения внутреннего каре.
13 декабря 2005 впервые зазвучал 1000-пудовый благовест — колокол «Андрей Первозванный», установленный на колокольне в монастыре в рамках программы восстановления старинной звонницы.
С 14 по 17 сентября 2007 монастырь с неофициальным визитом посетил священноигумен обители Патриарх Алексий II, в ходе которого 16 сентября в Смоленском скиту совершил освящение храма в честь Смоленской иконы Божией Матери; по освящении храма совершил в нём первую Божественную литургию. После богослужения Патриарх вручил наместнику Валаамского монастыря епископу Панкратию орден благоверного князя Даниила Московского (II степени) — во внимание к архипастырским трудам и в связи с 20-летием служения в священном сане.
Во время визита в сентябре 2008 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября), Патриарх Алексий II совершил чин великого освящения храмового комплекса Свято-Владимирского скита на острове Валаам и первую Божественную литургию в новоосвящённом храме.
Кроме монахов на острове Валаам живут и миряне. Из светской социально-бытовой инфраструктуры на острове имеется: детский сад, дом культуры с универсальным зрительным залом, общеобразовательная девятилетняя школа, больница (с 2007 г. — фельдшерский пункт), библиотека, отделение связи, два продуктовых магазина.
Мирское поселение на Валааме в настоящий момент не имеет официального административного статуса. Валаамцы-миряне желают, чтобы их посёлок получил официальный статус сельского поселения, что даст им возможность участвовать в муниципальных выборах.
Валаам туристический.
Валаам является самым посещаемым местом не только паломниками-верующими, но и туристами. Обычно на Валаам прибывают водным путем. Валаам включен в маршрут круизных теплоходов от Москвы, Санкт-Петербурга, Ярославля и других городов.
Продолжительность путешествия на Валаам от Москвы и обратно с заходом на остров Кижи и Санкт-Петербург составляет 11-13 дней. Тур в одном направлении от Москвы до Валаама через Углич, Горицы, Кижи составляет 6-8 дней и заканчивается в Санкт-Петербурге. Возможен тур от Приозерска на Валаам с проживанием на острове в гостинице «Зимняя» (монастырская) в течение 3-4-х дней.
Гостиница «Зимняя».
Здание Зимней гостиницы расположено в центральной усадьбе поселка Валаам, в непосредственной близости от Валаамского Спасо-Преображенского монастыря. От Знаменской часовни аллея, обсаженная туей, ведет к Зимней гостинице, построенной по проекту архитектора Горностаева А.М. в 1854 году. К двухэтажной гостинице в 1874 году пристроили два флигеля, а в конце 19 века – третий этаж, где позднее размещалась школа Академии художеств. Окончательное формирование облика здания завершилось в 1900 году.
Здание гостиницы в плане представляет собой замкнутый четырехугольник с внутренним двором. Функциональное назначение здания с момента постройки – гостиница для приема гостей монастыря и туристов. В финский период (с 1918 по 1940 г.) использование здания остается прежним – в гостинице 140 комнат, из них 75 – под проживание экскурсантов. После возврата Валаама в состав России в сентябре 1940г. в гостинице открылась школа боцманов с ротой юнг ВМФ.
В 1949 году на о. Валаам был создан дом - интернат для инвалидов войны, который начал работать в 1952 г. На базе интерната возник поселок Валаам с жилым фондом в бывших келейных корпусах и хозяйственных постройках.
В настоящее время в здании располагаются: жилой фонд, гостиница, Валаамская средняя школа, магазин, складские и прочие служебные помещения. Здание является памятником культуры Республиканского значения и находится на учете в Центре Охраны памятников Республики Карелия.
Туристическая гостиница «Зимняя» занимает одно крыло на втором этаже исторического здания гостиницы. Она включает в себя 22 номера разной категории.
3 номера с удобствами в номере (категория А);
4 номера с удобствами на блок из двух номеров (категория В);
12 номеров с удобствами (туалет, душ) на этаже (категория С)
Высокие сводчатые потолки, и узкие комнаты номеров напоминают монашеские кельи, а современная отделка подчеркивает их уют. В номерах стоят удобные современные кровати, столики и стулья из натурального дерева, зеркало, вешалка для одежды.
Туалетные комнаты, как в номерах, так и общие на этаже (мужская и женская) оборудованы душевыми кабинами. На территории гостиницы работает кафе-бар.
При написании текста использованы материалы сайтов: www.ru.wikipedia.org; www.valaam.ru; www.rusfishtour.narod.ru
Основная фотография: karelphoto.narod.ru